Мир образования

клуб для педагогов и всех тех кому не безразличны проблемы сферы образования

Проблема общих способностей в психолого-педагогической литературе

В настоящее время проблема способностей является одной из важнейших в психологии, педагогике и частных методиках. По-прежнему остаются в центре внимания вопросы происхождения и природы способностей, места и роли способностей в структуре личности и в процессе её формирования, уточнения самого понятия способности.

В психологии принято считать, что способности, индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам. Они обнаруживаются, прежде всего, в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обуславливающими возможность их приобретения.

Для разработки проблемы развития способностей необходим  глубокий и разносторонний анализ теоретических подходов к раскрытию отдельных сторон, составляющих её сущность. Анализ психолого-педагогической литературы позволяютпозволяет выделить три аспекта этой проблемы: социальный, психолого-педагогический и методический.

Социальный аспект развития способностей связан с сохранением и повышением интеллектуального потенциала подрастающего поколения, развития творческого мышления, развития индивидуальных способностей.

Психологический аспект проблемы способностей — этасостоит в необходимостьи рассмотрения внутренних механизмов становления  способной личности, особенностей их диагностики и развития. С педагогической же точки зрения проблема способностей заключается в установлении условий, которые позволяют развивать способности ребёнка в целом.

Методические аспекты разработки способностей -состоят в определениопределениеи конкретных путей их развития в процессе изучения того или иного предмета или раздела курса.

Значительный вклад в развитие теории способностей внесли известные психологи: Б.Г. Ананьев, Т.И. Артемьева, Л.Н. Венгер, Л.С. Выготский,    Э.А. Голубева, Ф.Н. Гоноболин, К.М. Гуревич, М.Г. Давлетшин,  В.Н. Дружинин, Е.И. Ильин, З.И. Калмыкова, В.И. Киреенко,  А.Г. Ковалёв, В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, Н.С. Лейтес, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, В.И. Панов, К.К. Платонов,                    Н.Ф. Талызина, В.М. Теплов, Л.И. Уманский, С.Л. Рубинштейн,  Ю.А. Самарин, В.Д. Щадриков, З.П. Ягункова, П.М. Якобсон, и др.

В психологии сложились (в настоящее время) два основных подхода к изучению способностей: личностно-деятельностный (Б.Г. Ананьев, Л.Н. Венгер, Э.А. Голубева, В.Н. Дружинин, А.Г. Ковалёв, Н.С. Лейтес, В.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн и др.).

По мнению Б.М. Теплова понятие «способности» характеризуют три признака:

«Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого»

Во-вторых, способностями называются не всякие вообще индивидуальные особенностиспособности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Такие свойства, как, например, вспыльчивость, вялость, медлительность которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями некоторых людей, обычно не называются способностями, потому, что не рассматриваются как условия успешного выполнения каких-либо деятельностей..

В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые выработаны у данного человека»

Как было отмечено главной заслугой Б.М. Теплова является разработка принципа деятельности в основе понимания развития способностей.

Он особо подчёркивал, что способность не может возникнуть вне соответствующей деятельности. «Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности»

Способности определяются как «… выражение соответствия между требованиями деятельности и комплексом нервно-психических свойств человека, обеспечивающим высокую количественно-качественную продуктивность и рост его деятельности, которое проявляется в высокой и быстро растущей (по сравнению со средним человеком) умелости и овладевать этой деятельностью и владеть ею»

Представители функционально-генетического подхода к изучению способностей, например В.Д. Шадриков, состав способностей рассматривают с позиции функции и функциональной системы, а возникновение способностей – с позиции врождённости.

По мнению В.Д. Шадрикова способности – это «свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности».

При этом функция понимается как работа целостной функциональной системы. Таким образом, способности могут быть определены как «характеристики продуктивности функциональных систем, реализующих тот или иной психический процесс (восприятие, память, мышление и т.д.)».

По утверждению В.Д. Шадрикова его взгляды на способности не противоречат принципу деятельностного подхода к анализу формирования и развития способностей, функции могут быть включены в любую деятельность.

По мнению психологов, эти два подхода не противоречат друг другу, а дополняют друг друга.

Наряду с общими способностями психологи различают и специальные способности – способности к отдельным конкретным видам деятельности (С.Л. Рубинштейн, В.Н. Дружинин). . Их можно определить как индивидуально-психологичесие особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности..

В.Н. Дружинин подчёркивает: «Существует одна любопытная закономерность: специальные способности проявляются раньше, чем общие. Возможно, что дело не в проявлении, а в ранней социальной востребованности специальных способностей (музыкальных, шахматных, и пр.) …»

Далее В.Н. Дружинин поясняет «Способности общие – свойства психики как единой системы, детерминирующие успешность любой деятельности.

Способности специальные – свойства отдельных психических систем, детерминирующие продуктивность отдельных видов активности (математические, музыкальные, лингвистические и т.д.)»

Различают общие и специальные способности, подчёркивает    В.Н. Дружинин. «Существует одна любопытная закономерность: специальные способности проявляются раньше, чем общие. Возможно, что дело не в проявлении, а в ранней социальной востребованности специальных способностей (музыкальных, шахматных, и пр.), а для проявления интеллекта и общей креативности на социально значимом уровне требуется пройти длительный процесс социализации и включения в соответствующие сферы человеческого общения и деятельности» .И.С. Якиманская опираясь на психологические исследования и практику работы в школе, акцентирует внимание на формирование тех или иных учебных способностей школьников, которые в значительной мере развиваются под влиянием обучения. И в этой связи огромное значение имеет личность учителя, «который всем своим обликом, увлеченностью, методическим мастерством и просто личными качествами сумел пробудить у них тягу к предмету. На этом фоне развивается и более углубленная работа по овладению предметом, что приводит к развитию соответствующих способностей».

«Формирование учебных способностей также зависит и от личности самого ученика, ее направленности, структуры, конкретной индивидуальной среды, в которой рос и развивался ребенок»

Опубликовано автором admin в рубрике Психология личности и не имеет комментариев

Комментариев еще нет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Http://4club.com.ua/muzykalnye-instrumenty/gitary/klassicheskie-gitary.html гитаре бас. .